Можно ли совершать заупокойную (джаназа) молитву в мечети?

Вопрос: Можно ли положить тело усопшего перед совершающими обязательную молитву? И можно ли совершать заупокойную (джаназа) молитву в мечети?

Ответ: Хвала Аллаху ﷻ, Господу миров. Наилучшее благословение и наиполноценное приветствие нашему господину Мухаммадуего семейству и всем сподвижникам. Далее:

Желательно иметь для совершения заупокойной молитвы отдельное помещение. Относительно совершения заупокойной молитвы в мечети у богословов есть разные мнения ввиду их понимания хадисов, дошедших до нас относительно данного вопроса.

Имам Муслим привёл хадис от Аиши, да будет доволен ею Аллах, в котором рассказывается, что «она велела перенести тело усопшего Саада бин Абу Ваккаса, да будет доволен им Аллах, в мечеть и совершить заупокойную молитву там. Люди стали возмущаться, и тогда Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: “Как же быстро люди забыли, что Посланник Аллаха совершил заупокойную молитву над Сухайлом бин аль-Байза именно в мечети”».

عن السيدة عائشة رضي الله عنها أنها أَمَرَتْ أَنْ يُمَرَّ بِجَنَازَةِ سَعْدِ بْنِ أَبِي وَقَّاصٍ رضي الله عنه فِي المَسْجِدِ فَتُصَلِّيَ عَلَيْهِ, فَأَنْكَرَ النَّاسُ ذَلِكَ عَلَيْهَا, فَقَالَتْ: مَا أَسْرَعَ مَا نَسِيَ النَّاسُ, مَا صَلَّى رَسُولُ اللَّهِ صلَّى اللهُ عليهِ وعلى آلِهِ وَصَحْبِهِ وَسَلَّمَ عَلَى سُهَيْلِ بْنِ البَيْضَاءِ إِلا فِي المَسْجِدِ

Джаназа-намаз (погребальная молитва)

Имам Абу Давуд привёл хадис от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который сказал, что Пророк Мухаммад говорил: «За совершение заупокойной молитвы в мечети никакого дополнительного воздаяния нет». В передаче этого же хадиса, приведённого имамом Ахмадом и Ибну Маджой, сказано: «Нет дополнительного воздаяния за чтение джаназа-намаза в мечети».

مَنْ صَلَّى عَلَى جَنَازَةٍ فِي المَسْجِدِ فَلا شَيْءَ عَلَيْهِ

مَنْ صَلَّى عَلَى جَنَازَةٍ فِي المَسْجِدِ فَلا شَيْءَ لَهُ

Шафиитские богословы посчитали желательным совершение заупокойной молитвы в мечети, а ханбалиты – всего лишь дозволенным, ссылаясь на хадис, приведённый имамом Муслимом. Ханафитские и маликитские учёные считают нежелательным совершение заупокойной молитвы в мечети, если есть другое место, предназначенное для этого, вне мечети.

Джаназа-намаз (погребальная молитва)

Заключение:

Нет ничего запретного в совершении заупокойной молитвы в мечети, если нет риска пачкания мечети и нет неприятного запаха.

Кроме того, в том, чтобы положить тело перед совершающими обязательную молитву, нет ничего запретного: при этом не имеет значения, положат тело усопшего перед читающими намаз, справа от них или слева, пока те исполняют намаз, чтобы по завершении чтения они совершили заупокойную молитву. Хотя лучше не класть тело перед молящимися. А Аллах знает лучше!

Ахмад Шариф ан-Наасан, муфтий региона аль-Баба, Сирия

Специально для «Ислам.Ру» перевёл Мухаммад-Амин Магомедрасулов

Рекомендуем к прочтению:

Джаназа-намаз по покойному согласно мазхабу имама Абу Ханифы

Cущность смерти и похоронный обряд. По мазхабу имама аш-Шафи‘и

Мечети – это дома Аллаха

Как правильно посещать мечеть