Скурпулезность в соблюдении предписаний религии

Скурпулезность (вара) в соблюдении предписаний религии (благочестие)

Сущность скрупулезности.

Знайте, что благочестие, или скрупулезность в соблюдении предписаний религии кроется в отказе от сомнительного (шубха). Сомнительное в религии – это то, в дозволенности или запретности чего нет ясности и истинная суть чего до конца не понятна.

Значимость скрупулезности в религии описана в словах духовного наставника Абу аль-Хасана (да будет свята его душа): «Береги своё сердце от стремления к мирскому, любви к женщинам, потакания страстям. Во всём этом ты довольствуйся уделом Всевышнего Аллаха для тебя. Если ты обрел это путём, которым Всевышний будет доволен, то выражай благодарность Ему. А если получил путём, который может вызвать гнев Создателя, то терпеливо откажись от него».

Любовь к Аллаху – словно ось, вокруг которой вращаются все блага. А защитной крепостью для этих благ являются четыре качества: истинное благочестие, хорошее намерение, искренность в деяниях и дружба с религиозной наукой. Но эти четыре особенности не будут совершенными у тебя, если ты не поддерживаешь связи с благочестивым братом по вере или шейхом, наставляющим тебя.

Остерегайся и ещё раз остерегайся брать у людей что-либо мирское, кроме того, что явно разрешено шариатом.

Остерегайся и ещё раз остерегайся протягивать руку к тому из мирского, что кадии привыкли получать недозволенным путём. Дьявол украшает для них покрытую золотом нечисть и посыпанный сахаром яд. Поедание смертельного яда со вкусом сахара и выбор противной нечисти, кажущейся золотом, – поступок ничего не понимающего глупца.

Поистине, материальные ценности этого мира ничтожно малы. Большая часть мирского исчезла, осталась только мизерная его часть, да и она испорчена.

Всевышний Аллах сказал (смысл): «Вечная жизнь – лучше и она непреходящая» (сура «Аль-Аля», аят 17). Ее срок вечен, бесконечен.

Один шейх обратился к ученику, который занял немного денег: «О сын мой, последователи суфизма сошлись в том, что человечность, храбрость и мужественность являются необходимым условием, если ты находишься на пути Всевышнего Аллаха.
Однако ты предпочёл унижение, трусость и малодушие. Ты не понял достоинство мужественности. Ты совершил поступок, который приводит к низости. Как ты не постеснялся брать деньги у такого-то человека?! Ты ведь знаешь, что хотя благородный
шариат не приветствует отказ от подарков, я не принимаю их, кроме мелких вещей, от которых неудобно и нельзя отказаться! Даже тогда я по возможности компенсирую их, хотя бы малым. Ты полностью сорвал покрывало стыдливости, ты не
постеснялся подлых людей. О сын мой, я предпочитаю быть подобно горному туру, отказываясь от того, что есть в руках у людей, и отвернувшись от этого. Я не хочу уподобляться козе, принимая от людей подачки в виде мирского имущества, которое не имеет для Всевышнего Аллаха веса крылышка комара, даже если объединить все мирские богатства».

Ибрахим ибн Адхам сказал: «Добывай своё пропитание дозволенным шариатом путем. Тогда для тебя не будет необходимости соблюдать днём дополнительные посты и бодрствовать ночами, занимаясь поклонением».

Благочестие не исключает пользование благами Аллаха

Истинное благочестие можно совместить с наслаждением благами Всевышнего Аллаха. Благочестие выражается в воздержании только от запретного и нежелательного.

Ученые сказали: «Делом мюрида является воздержание от запретного и сомнительного, а опорой всего этого является соблюдение скрупулезности в еде. Если употребляющий дозволенную пищу захочет совершить грех, то он не сможет сделать этого. Так же как если потребляющий запретное захочет заняться служением Аллаху, то у него это не получится».

Следует обратить внимание, что оставление разрешённого не относится к благочестию. В хадисе говорится: «Некий человек взял на себя обет соблюдать пост, стоя под солнцем. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) повелел этому человеку, чтобы он укрылся в тени, сел и завершил свой пост». Пророк (мир ему и благословение) повелел ему завершить то, что является поклонением Аллаху, и отказаться от того, что не относится к поклонению. 

О если бы соблюдающий благочестие, отказываясь от разрешённого, оставался бы в чистоте и сохранности! Увы, напротив, он становится грешником, потому что приписывает шариату то, что не относится к нему. Он убежден в предпочтительности одной вещи над другой, что является заблуждением, – решение шариата одинаково к обеим вещам.

Пророк (мир ему и благословение) любил сладости, приготовленные на меду, ел мясо, особенно переднюю часть туши (лопатку), ему готовили напиток, добавив в воду финики и изюм, он пользовался мускусом.

Из книги «Благонравие праведников» шейха Ахмада-хаджи Абдулаева, Муфтия Дагестана​


Читайте опубликованные главы из книги

1. Сущность человеческого нафса

2. Враждебная сущность и пять уровней эго (нафса)

3. Три способа очищения нафса (эго)

4. Четыре разновидности смерти нафса (эго)

5. Самоконтроль

6. Шесть причин падения нравов

7. Самодовольство

8. Начало любой духовной степени

9. Зависть и ненависть

10. Исцеление от высокомерия

11. Честолюбивый нафс, как бешенный пёс

12. Гнев и его причины

13. Какая связь между нашими поступками и снами?

14. Как поступать если охватывает гнев

15. Хула хуже, чем прелюбодеяние

16. Любовь к благам мирской жизни

17. Ведь каждый в мире странник

18. Проявление рабства перед Господом и его сущность

19. Почему необходимо себя видеть худшим из всех?

20. Себя не оправдывай, других не порицай

21. Ты - раб того, что занимает твое сердце

22. Четыре категории качеств, отдаляющих от Всевышнего

23. Плоды рабства перед Всевышним

24. Довольство Господо, таслим и тафвиз

25. Довольство предопределением и полное повиновение

26. Покой в полной покорности

27. Семь типов стыдливости, ее важность и сущность

28. Стыдливость исходит от веры

29. Благонравие и его достоинства

30. Благонравие – основа религии

31. 13 высказываний о благонравии

32. 14 примеров проявления благонравия

33. Отрешенность от благ мирской жизни

34. Сущность отрешенности от мирской жизни

35. Как бороться с любовью к мирскому

36. Мерило ценности

37. Отрешенность Пророка  от мирского

38. Правдивость (сидку) и ее смысл

39. 9 высказываний о правдивости

40. Терпение и воздержание от оказания помощи нафсу

41. Четыре разновидности терпения (сабр)

42. Необходимость проявления терпения (сабр) при ущемлении прав

43. 13 молитв для проявления терпения

44. Кому принадлежит предопределение

45. Признак того, что Конец Света близко

46. Страх перед Аллахом и надежда на Его милость

47. Ревность

48. Самоотверженность, великодушие, щедрость

49. 10 историй о самоотверженности, великодушии и щедрости

50. Доблесть, мужество и человечность

51. 27 красивых высказываний о мужестве и человечности

52. 6 историй о мужестве и человечности

53. Личная свобода

54. Любовь и лучшие цитаты о ней

55. Искренность

56. Лечение от показухи

57. Тонкости совершения деяний напоказ

58. 9 красивых высказываний об искренности

59. Помощь людям и уважение к ним

60. Скурпулезность в соблюдении предписаний религии

61. 11 красивых цитат о набожности

62. 5 историй о благочестии. Примеры праведных предшественников

63. Вред от чрезмерного общения с людьми

64. Наставление для высокомерных

65. Скромность и смиренность

66. Примеры скромности праведных предшественников

67. Четыре этические правила наставления

68. Рукопожатие

69. Доброе отношение к родителям

70. Печаль. Голод. Истикама

71. Богобоязненность

72. Упование (таваккуль) на Аллаха. Сущность упования

73. Использование причин не противоречит упованию

74. 21 золотая цитата об уповании

75. Достоинство упования

76. О необходимости хорошего мнения о Всевышнем Аллахе

77. Терпеливое отношение к жёна