Можно ли пропустить намаз во время длительного авиаперелета?

На данный вопрос дает подробный ответ Муфтий Республики Татарстан Камиль-хазрат Самигуллин 

 

بِسْمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ 

اَلْحَمْدُ للهِ الَّذِي هَدَينَا لِهَذَا وَمَا كُنَّا لِنَهْتَدِيَ لَوْلَا أَنْ هَدَينَا اللهُ لَقَدْ جَاءَتْ رُسُلُ رَبِّنَا بِالْحَقِّ 

صَلُّوا عَلَي رَسُولِنَا مُحَمَّدٍ: أَلَّلهُمَّ صَلِّ عَلَى سَيِّدِنَا وَنَبَيِّنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ 

صَلُّوا عَلَى شَفِيعِ ذُنُوبِنَا مُحَمَّدٍ: أَلَّلهُمَّ صَلِّ عَلَى سَيِّدِنَا وَنَبِيِّنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ 

صَلُّوا عَلَى طَبِيبِ قُلُوبِنَا مُحَمَّدٍ: أَلَّلهُمَّ صَلِّ عَلَى سَيِّدِنَا وَنَبِيِّنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ 

 

Вопрос: 

Необходимо ли читать обязательный намаз в самолете? Является ли уважительной причиной для пропуска фард намаза то, что во время молитвы самолет не соприкасается с землей, а также возникает сложность с омовением и определением Кыблы? 

Ответ: 

Человек, находящийся в самолете и который опасается исхода предписанного времени для фард намаза, должен совершить обязательную молитву на борту самолета, не дожидаясь его приземления.  

Человеку запрещается (харам) пропускать обязательную молитву (фард), даже по причине не соприкосновения самолета с землей во время намаза, отсутствия воды, невозможности правильной ориентации на Кыблу и непозволительности в должном виде совершения поясного (руку’) и  земного поклона (саджда). 

 

Всевышний Аллах в Благородном Куръане ясно указал цель создания людей: 

﴿وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ﴾ . 

«Я сотворил джинов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (сура «аз-Зарият», аят 56). 

 

В аяте, однозначно указана цель создания джинов и людей – это поклонение Всевышнему Аллаху. Поклонение же должно быть полным, во всех жизненных ситуациях. 

 

Всевышний Аллах говорит: 

﴿ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا ادْخُلُوا فِي السِّلْمِ كَافَّةً﴾ . 

«О те, которые уверовали! Принимайте Ислам целиком» (сура «аль-Бакара», аят 208). 

 

Одно из великих благ, данных Всевышним человеку в качестве облегчения в поклонении и милости от Него – это подчинение и власть над остальными Его творениями. 

 

Всевышний Аллах говорит: 

﴿وَسَخَّرَ لَكُم مَّا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الْأَرْضِ جَمِيعًا مِّنْهُ﴾ . 

«Он подчинил вам то, что на небесах, и то, что на земле» (сура «аль-Джасия», аят 13).   

 

Одним из милостей Аллаха человечеству является  подчинение ему верховых животных. 

 

Всевышний Аллах говорит: 

      ﴿وَالْأَنْعَامَ خَلَقَهَا ۗ لَكُمْ فِيهَا دِفْءٌ وَمَنَافِعُ وَمِنْهَا تَأْكُلُونَ * وَلَكُمْ فِيهَا جَمَالٌ حِينَ تُرِيحُونَ وَحِينَ تَسْرَحُونَ * وَتَحْمِلُ أَثْقَالَكُمْ إِلَىٰ بَلَدٍ لَّمْ تَكُونُوا بَالِغِيهِ إِلَّا بِشِقِّ الْأَنفُسِ ۚ إِنَّ رَبَّكُمْ لَرَءُوفٌ رَّحِيمٌ * وَالْخَيْلَ وَالْبِغَالَ وَالْحَمِيرَ لِتَرْكَبُوهَا وَزِينَةً ۚ وَيَخْلُقُ مَا لَا تَعْلَمُونَ﴾ . 

«Он также сотворил скот, который приносит вам тепло и пользу. Вы также употребляете его в пищу. Они украшают вас, когда вы пригоняете их обратно вечерами и выводите на пастбища по утрам. Они перевозят ваши грузы в края, достичь которых вы могли бы только ценой больших усилий. Воистину, Господь ваш – Сострадательный, Милующий. Он сотворил коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них верхом и для украшения. Он творит также то, что вы не знаете (сура «ан-Нахль», аят 5-8). 

Обратите внимание на слова Всевышнего в этом аяте: «Он творит также то, что вы не знаете». По мнению многих ученых, эти слова подразумевают, что в будущем могут возникнуть новые виды транспорта и способы передвижения. 

 

Действительно, в современном  в мире появились многочисленные технологии и средства передвижения, которые не были известны человечеству на момент ниспослания Благородного Куръана. Во времена праведных предшественников не было  представления о нынешних средствах передвижения. Например, первые серийные самолеты появились лишь в начале 20 века. По мнению, мусульманских богословов, самолет - это транспортное средство, в котором, как и в других, чтение намаза разрешено при наличии некоторых условий. 

 

Слово «الصلاة» - с арабского означает «молитва» (ду’а). В изречениях Пророка Мухаммада  часто упоминается слово «الصلاة». Это определенный вид поклонения, основной смысл которого – молитва.   

 

В терминологии шари'ата слово «الصلاة»   - это молитва, выполняющаяся в определенное время, заключающая в себя определенные движения, поминания Всевышнего (зикр) и условия.  

 

Одним из важных условий выполнения намаза является выполнение его в предписанное время. 

 

Всевышний Аллах говорит: 

﴿إِنَّ الصَّلَاةَ كَانَتْ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ كِتَابًا مَّوْقُوتًا﴾  

«Воистину, намаз предписан верующим в определенное время» (сура «ан-Ниса», аят 103). 

 

Всевышний Аллах строго предостерег тех, кто не выполняет свои намазы вовремя, сказав в Куръане:  

﴿ فَوَيْلٌ لِّلْمُصَلِّينَ * الَّذِينَ هُمْ عَن صَلَاتِهِمْ سَاهُونَ﴾  

«Горе молящимся, которые невнимательны к своим молитвам - намазам» (сура «аль-Ма‘ун», аят 5-4). 

 

А также существует огромное множество достоверных хадисов, указывающих на необходимость совершения намазов вовремя. Одним из них является хадис в сборнике Бухари, который передал ‘Абдуллах ибн Мас’уд (радыяллаху 'анху): 

      " سَأَلْتُ رَسُولَ اللّهِ أَيُّ الْعَمَلِ أَحَبُّ إلى اللّه؟ قال: "الصَّلاةُ عَلَى وَقْتِهَا". قُلْتُ: ثُمَّ أيٌّ ؟ قال: "بِرُّ الْوالِدَيْنِ" 

«Я спросил у Посланника Аллаха  какое деяние любимее всего для Аллаха? - Вовремя совершенный намаз. А затем, какой? – любовь  и наилучшее отношение к родителям». 

В наше время большое количество людей проявляют лень и небрежность по отношению ко времени намаза, считая, что если не удается совершить намаз соблюдая все условия, то можно отложить его до того момента, когда это будет возможно, даже если возможность на это будет после выхода установленного времени.  

 

Благословенным шари'атом строго запрещено откладывание фард намаза от установленного времени 

 

Наоборот, человек должен, во что бы то ни стало, при любых обстоятельствах совершить свою предписанную молитву. Если у него нет омовения или же он находится в состоянии осквернения, по причине отсутствия доступа к воде или по другим уважительным причинам, то ему следует совершить таяммум и читать намаз в том положении, в котором он находится 

 

Даже если у человека отсутствует одежда, он должен совершить свою молитву вовремя. Такая же ситуация с больным человеком, который в силу своей немощности, не способен выполнить намаз должным образом.  

 

Если же человек не нашел ни воды для омовения, ни даже земли для таяммума, то по мнению факыхов, ему следует все равно совершить намаз , так как установленное время является обязательным условием намаза. 

 

В подтверждения этого мнения можно привести хадис ‘Имрана бин Хусайна, который приводит в своем сборнике имам аль-Бухари:  

"قاَلَ كانَتْ بِي بَوَاسِيْرَ فَسَأَلْتُ النّبيَّ  عَنْ صَلَاةٍ فَقَالَ صَلِّ قائمًا فإنْ لَمْ تَسْتَطِعْ فَعَلَي جَنْبٍ" 

«У меня был геморрой, и я спросил у Посланника Аллаха  как мне читать намаз. На что он ответил: читай сидя, если не сможешь, то лежа на боку». 

 

Мусульманские правоведы однозначно заявили, что мусульманину следует совершать намаз стоя, но если в силу объективных причин он этого не может сделать, то допускается совершение намаза сидя, а если человек не может даже сидя, то разрешается лежа.  

 

В книге «Туватуль фукаха» написано, что мусульманину разрешается читать обязательный (фард) намаз, сидя на верховом животном, если человек находится вне города и если существуют веские причины, из-за которых он не может спуститься на землю. Намаз, такому человеку  следует совершать знаками, совершая саджда ниже руку’.  

 

В подтверждение этого мнения можно привести хадис, который приведен в различных сборниках хадисов, а также в сборнике ат-Тирмизи, что ‘Амр бин ‘Усман (радыяллаху ‘анху) передает от своего деда: 

 

عَنْ عَمْرٍو بِنْ عُثْمَانَ بِنْ يَعْلَى بِنْ مُرَّةٍ عَنْ أَبِيْهِ عَنْ جَدِّهِ: "أَنَّهُمْ كَانُوا مَعَ النَّبِيّ صلى الله عليه وسلم فِي مَسِيْرٍ، فَانْتَهَوْا إلَى مَضِيقٍ، وَحَضَرَتْ الصَّلَاةُ، فَمُطِرُوا السَّمَاءُ مِنْ فَوْقِهِمْ، وَالبَلَّةُ مِنْ أَسْفَلِ مِنْهُمْ، فَأذَّنَ رَسُولُ اللهِ  وَهُوَ عَلَى رَاحِلَتِهِ وَأَقَامَ أَوْ أَقَامَ، فَتَقَدَّمَ عَلَى رَاحِلَتِهِ فَصَلَّى بِهِمْ يُؤمِئ إيمَاءً يَجْعَلُ السُّجُوْدَ أَخْفَضَ مِنْ الرُّكُوْعِوَقَالَ التِرْمِذِيّوَالعَمَلُ عَلَي هَذَا عِنْدَ أَهْلِ العِلْمِ 

 

Что однажды, находясь в путешествии, остановились на намаз в ущелье и начался проливной дождь, а земля стала мокрой (из-за сильной влажности стала не пригодной для совершения намаза на ней). Тогда Посланник Аллаха  призвал на молитву, затем не спускаясь с верхового животного совершил коллективную молитву, знаками делая руку’ и саджда, причем саджда делая ниже руку’.      

 

Поэтому, человек, находящийся в самолете и который опасается исхода предписанного времени для фард намаза, должен совершить обязательную молитву на борту самолета, не дожидаясь его приземления.  

 

При выполнении обязательного фард намаза необходимо, по возможности, максимально выполнить все обязательные условия: 

 

  1. При наличии воды совершить омовение, при отсутствии ее или отсутствии возможности ее использования, сделать таяммум. Далее необходимо совершить намаз стоя, обратившись по направлению к Кыбле, делая поясной поклон (руку’) и земной поклон (саджда) как положено. 

 

  1. Если же человек не может стоять и у него нет возможности обратиться лицом в сторону Кыблы, ему разрешается совершить намаз сидя, также он может обратиться в любое удобное направление во время молитвы и знаками совершить поясной поклон (руку’) и земной поклон (саджда), при этом делая саджда ниже, чем руку’Затем, по приземлению самолета, человеку следует перечитать намаз заново. 

 

 

Возможно, кто-то спросит, будет ли правомерным земной поклон (саджда) в самолете, в связи с тем, что  самолет не имеет непосредственного соприкосновения с землей, ведь понятие «саджда» подразумевает соприкосновение лба молящегося с землей? 

 

На этот вопрос можно ответить так – использование правоведами (факыхами) в определении земного поклона (саджда) слова «земля», это из-за того, что лоб, во время молитвы, преклоняют именно к земле. Этот пример можно сравнить с  предложением «Ислам – лучшая религия на Земле». Можно ли понимать, что Ислам лучшая религия лишь на этой планете, а где-то на другой планете есть какая-то религия лучше, чем Ислам?! 

 

Шейхуль Ислам, муфтий 4 мазхабов - Мухаммад Такы ‘Усмани в своей книге «Усуль аль-ифта ва адабихи» пишет: «Факыхи, в своих книгах приводили слова и предложения, смысл которых можно было  представить на тот момент времени. Поэтому, вполне возможно, что факыхи давая определение, использовали слова, учитывающие только свое время, не допуская и не представляя, что их определения могут не охватить аспекты, которые возникнут в будущем.    

 

Также Такы ‘Усмани приводит слова шейха Шабир аль-‘Усмани, услышанные  от своего отца Мухаммада Шаф’и аль-‘Усмани: «Когда исламские правоведы (факыхи) использовали слово «земля» в определении «саджда», у них не было цели вывести из определения «саджда» самолеты, потому что они не были изобретены на тот момент. Используя  в определении «саджда» слово «земля», они подразумевали «то, что под ногами». А так как этим качеством, на тот момент времени, обладала только земля, то поэтому они и дали определение, используя это слово. В наше же время явно видно, что этими качествами обладает и находящийся в воздухе самолет.    

   

В книгах по фикху написано, что если земной поклон (саджда) совершен на плоскости, даже с размером в рукав или на край одежды, то его саджда будет правильна.  

Мусульманские богословы ставят одним из главных условий правильности намаза – непосредственное направление в сторону Каабы, только для того, кто видит ее своими глазами, а для тех, кто ее не видит, достаточно лишь направления.  

 

Всевышний Аллах в Благородном Куръане говорит: 

وَمِنْ حَيْثُ خَرَجْتَ فَوَلِّ وَجْهَكَ شَطْرَ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ ۚ وَحَيْثُ مَا كُنتُمْ فَوَلُّوا وُجُوهَكُمْ شَطْرَهُ 

«Откуда бы ты ни вышел, обращай лицо в сторону Заповедной Мечети. Где бы вы ни оказались, обращайте ваши лица в ее сторону…» (сура «аль-Бакара», 150 аят). 

 

По мнению имама аль-Матуруди (рахматуллахи ‘аляйхи), в этом аяте под словами «в ее сторону» подразумевается направление в сторону местности, на которой расположена Кааба, начиная с земли и до облаков, а не на само строение.     

А Аллах знает лучше 

Муфтий Республики Татарстан Камиль хазратСамигуллин