О происхождении жертвоприношения (курбан)

Каждый год 10 числа месяца зуль-хиджа по лунному календарю мусульмане всего мира отмечают самое значимое религиозное событие года – Праздник жертвоприношения – Ид аль-адха, который на языках многих мусульманских народов России принято называть Курбан-байрам. Продолжается праздник ещё в следующие три дня – дни ташрика.

Курбан-байрам является кульминацией одного из важнейших предписаний Исламахаджа – массового паломничества в Мекку и её окрестности, где расположены великие святыни Ислама. В эти дни следует совершать как можно больше добрых дел с благими намерениями, радовать родных, близких, знакомых и незнакомых...

Коротко о том, как пророк Ибрахим (мир ему) хотел принести в жертву своего сына Исмаила (мир ему).

Обряд жертвоприношения связан с именем пророка Ибрахима (мир ему) занимающего особое место в истории Ислама. Пророк Ибрахим (мир ему) всегда демонстрировал безграничное доверие и любовь к /content/veroeshenie/48922, готовность выполнить любое Его повеление. Серьёзным испытанием, проверкой преданности пророка Милостивому Аллаху стала история с его долгожданным первенцем – Исмаилем (мир ему). Ибрахим (мир ему) достигнув преклонного возраста, но ещё не имея детей, обратился с мольбой к Аллаху: «Господи, одари меня потомством из числа праведников!» (сура 37, аят 100). Приняв молитву Ибрахима (мир ему), Всевышний одарил его сыном, которого назвали Исмаилем.

О происхождении жертвоприношения (курбан)

Прошли годы. Сын Ибрахима (мир ему) Исмаил достиг возраста, когда уже мог стать опорой и поддержкой своему отцу. Но Всевышний подверг Своего пророка серьёзному испытанию. После того как Ибрахим (мир ему) оставил владения Намруза и переселился в Шам, он тайно обязал себя принести в жертву ради Аллаха сына, если он у него родится. Но Ибрахим (мир ему) запамятовал свой обет и жил спокойно, пока не забывающий ничего Всевышний Аллах не напомнил ему об этом, повелев ему во сне принести сына в жертву. Этот сон он видел семь ночей подряд и убедился, что это вещий сон от Всевышнего Аллаха. Вспомнив о своём обете, он решил исполнить его. Тогда пророк Ибрахим (мир ему) сказал сыну, чтобы тот взял верёвку и нож и отправился с ним в сторону Мины. Исмаил взял всё это и пошёл вслед за отцом, словно ягнёнок. В пути он спросил отца: «А зачем нам верёвка и нож?» Ибрахим (мир ему) сказал, что идут совершить жертвоприношение. Иблис, увидев твёрдое намерение Ибрахима (мир ему) выполнить повеление Аллаха, позавидовал ему. Он явился к матери Исмаила в облике человека и спросил её: «Куда отправились Ибрахим с сыном?» Она ответила, что они пошли за дровами. Иблис сказал ей, что Ибрахим собирается резать Исмаила, но она этому не поверила. Тогда иблис сказал: «Ибрахим говорил, что у него на это есть повеление Аллаха». Жена Ибрахима (мир ему) сказала: «Если таков приказ, то мне этого предостаточно».

Проклятому иблису козни не помогли. Не достигнув цели, охваченный печалью, он отправился к Исмаилу и спросил: «Куда вы идёте?» Исмаил твёрдо ответил иблису, что они идут резать курбан, но проклятый иблис спросил: «А знаешь ли ты, кого принесут в жертву?». Ответив отрицательно, Исмаил засмеялся. Иблис открыл ему намерение отца и сказал: «На горе будут резать тебя». Исмаил поинтересовался: «А почему отец решил принести меня в жертву?» Тот ответил: «Ибрахим говорит, что на это есть повеление Аллаха». Исмаил сказал: «Если таково повеление, я согласен быть жертвой ради Аллаха».

О происхождении жертвоприношения (курбан)

Увидев его покорность Всевышнему, иблис потерял надежду и оставил его. Тогда шайтан решил испытать ещё и Ибрахима (мир ему) и спросил его: «Куда идёшь?» Тот проклял и прогнал его, но шайтан снова побежал за ним. Когда Ибрахим (мир ему) доходил до Джамрат аль-Акаба, Джамрат аль-Вуста, Джамрат аль-Сугра (места кидания камней в Мине), шайтан всякий раз преграждал путь Ибрахиму (мир ему), и каждый раз тот бросал в проклятого по семь камней. Благодаря Аллаху шайтан не смог сбить Ибрахима (мир ему) и его близких с правильного пути, зависть врага не принесла результатов, его хитрость и коварство обернулись против него же.

Затем Ибрахим (мир ему) поделился с сыном и рассказал об указании Всевышнего: «Мы здесь, чтобы принести тебя в жертву, подчиняясь воле Аллаха». Выразив свою покорность и согласие стать жертвой, Исмаил ответил: «Отец, выполни повеление Всевышнего – коли угодно Аллаху, в этом ты найдёшь моё смирение и терпение». Ибрахим (мир ему) связал сыну руки и ноги и уложил его на правый бок. Ангелы на небесах наблюдали за покорными Всевышнему отцом и сыном. «Отец, некрасиво привязывать меня как овцу, лучше развяжи меня», – сказал Исмаил. Ибрахим (мир ему) развязал верёвку, освободил руки и ноги сыну, после чего тот остался лежать, словно отдыхающий жених. На прощание он попросил передать любимой матери салам (приветствие).

Попрощавшись с сыном, Ибрахим (мир ему) взял нож и провёл им по шее Исмаила, но нож даже не оставил следа. Исмаил сказал отцу: «Может, тебе трудно видеть моё лицо? Режь без жалости!» – и лёг смиренно лицом вниз. Но как бы Ибрахим (мир ему) ни старался, нож отказался резать и нисколько не повредил телу Исмаила. Оказавшись в безвыходном положении, рассерженный отец отшвырнул нож, и тот (нож) сказал ему: «Могущественный Аллах запретил мне резать, а Ибрахим настаивает, чтобы я резал. Поскольку из двух требований достойной исполнения является воля Всевышнего, я следую ей. Как же я могу резать шею Исмаила, когда на его лбу сияет яркий нур Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)? Мне не под силу делать то, чего ты желаешь, без повеления Всевышнего».

О происхождении жертвоприношения (курбан)

Наблюдая за всем этим, всё живое: земные и небесные ангелы, звери, птицы, насекомые, даже обитатели морей и океанов – все стали просить Аллаха о милости отцу и сыну. В тот же час Джибриль (мир ему) привёл из Рая барана величиной с верблюда. Когда вместо Исмаила было велено зарезать этого барана, все от радости произнесли такбир («Аллаху акбар!» – «Аллах велик!»).

Так Исмаил спасся и получил высшую награду. Сказано, что тот баран был жертвой Хабила, которая была принята Всевышним, и Могущественный Аллах держал его в Раю, чтобы подарить Ибрахиму (мир ему).

О Аллах, нас, следующих религии Ибрахима (мир ему) и разделяющих вероубеждение аль-Ашари, сделай искренними последователями Сунны Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), не лишай нас их бараката и шафаата и в День Суда подними нас вместе с ними. Амин!

Зумруд Исаева

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!