Пятничный намаз по мазхабу имама Абу Ханифы

Пятничный намаз — это обязательный (фард) намаз, совершаемый коллективно (джамаат) во время полуденного намаза.

Обязательность пятничного намаза   установлена в кораническом аяте, смысл которого заключается в следующем:  Аллах Всевышний сказал: «О те, кто уверовал! Когда раздастся призыв на пятничную молитву, устремитесь к поминанию Аллаха   и оставьте торговлю  (сура «Джум'а», аят 9).

قَالَ اللَّهُ سُبْحَانَهُ وَتَعَالَى: {يَأَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا نُودِيَ لِلصَّلاةِ مِنْ يَوْمِ الْجُمُعَةِ فَاسْعَوْا إِلَى ذِكْرِ اللَّهِ وَذَرُوا الْبَيْعَ}الْجُمُعَة: 9

Тарик  ибн Шихаб  передал,  что  Пророк (мир ему и благословение Аллаха)   сказал:  «Собрание  для  пятничной  молитвы – непременный  долг  каждого  мусульманина,  кроме  четырёх  из  них, коими являются: раб, женщина, мальчик или больной человек» (а  в  другом  месте: «или  путешественник»).  (Абу Давуд) Те, которые не обязываются на пятничный намаз, совершают обеденный намаз, а если вдруг они пойдут на джума, то совершения  его хватает вместо обеденного.

Пророк  (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучшим  из  дней,  в  которые  когда-либо поднималось  солнце,  является  пятница.  В  этот день сотворён Адам. В этот день он введён в Рай. В этот день он выведен из Рая , в этот день покинул   этот мир, в этот день простили ему ошибку, мир ему, в этот день будет Судный день, в этом дне есть промежуток, в котором, если верующий раб будет в это время в намазе и просит Всевышнего, то Всевышний ответит ему».

قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: "خَيْرُ يَوْمٍ طَلَعَتْ عَلَيْهِ الشَّمْسُ يَوْمُ الْجُمُعَةِ، فِيهِ خُلِقَ آدَمُ، وَفِيهِ أُهْبِطَ وَفِيهِ مَاتَ وَفِيهِ تِيبَ عَلَيْهِ، وَفِيهِ تَقُومُ السَّاعَةُ ، وَفِيهِ سَاعَةٌ لَا يُصَادِفُهَا عَبْدٌ مُسْلِمٌ وَهُوَ يُصَلِّي يَسْأَلُ اللَّهَ شَيْئًا إِلَّا أَعْطَاهُ إِيَّاهُ".

По поводу этого времени есть несколько мнений.  Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) считает, что оно  длится  с рассвета до восхода солнца, Тирмизи  − после послеобеденного намаза пятничного дня и до захода солнца.   Хасан и Абу Алия  придерживаются  того мнения, что  этот благословенный промежуток появляется,  когда солнце входит в   зенит, Аиша (да будет доволен ею Аллах),  − при азане на Джума, а Муслим - когда взойдет имам на минбар. 

وفي ساعة الإجابة  ستة اقوال: عن أبي هريرة: هي من طلوع الفجر إلى طلوع الشمس، الترمذي: بعد صلاة عصر الجمعة إلى غروب الشمس، الحسن وأبو العالية: عند زوال الشمس، وعائشة - رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا -: عند أذان الجمعة. مسلم في "صحيحه ": إذ قعد الإمام على المنبر حتى يفرغ،

Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха  (мир ему и благословение Аллаха)    сказал: «Тот, кто в пятницу совершит такое же полное омовение (гусль), какое совершают после большого осквернения (джанаба), а затем (рано) отправится (на молитву в мечеть), уподобится принёсшему в жертву (Аллаху) верблюда; отправившийся (на молитву) во второй час уподобится принёсшему в жертву корову; отправившийся в третий час уподобится принёсшему в жертву рогатого барана; отправившийся в четвёртый час уподобится принёсшему в жертву курицу, а отправившийся в пятый час - принёсшему в жертву яйцо, когда же выйдет имам, ангелы явятся, чтобы послушать (слова) поминания (Аллаха )» (Аль-Бухари).

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: "مَنِ اغْتَسَلَ يَوْمَ الْجُمُعَةِ غُسْلَ الْجَنَابَةِ ثُمَّ رَاحَ فَكَأَنَّمَا قَرَّبَ بَدَنَةً، وَمَنْ رَاحَ فِي السَّاعَةِ الثَّانِيَةِ فَكَأَنَّمَا قَرَّبَ بَقَرَةً، وَمَنْ رَاحَ فِي السَّاعَةِ الثَّالِثَةِ، فَكَأَنَّمَا قَرَّبَ كَبْشًا، وَمَنْ رَاحَ فِي السَّاعَةِ الرَّابِعَةِ فَكَأَنَّمَا قَرَّبَ دَجَاجَةً، وَمَنْ رَاحَ فِي السَّاعَةِ الْخَامِسَةِ، فَكَأَنَّمَا قَرَّبَ بَيْضَةً، فَإِذَا خَرَجَ الْإِمَامُ حَضَرَتِ الْمَلَائِكَةُ يَسْتَمِعُونَ الذِّكْرَ"

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах  смывает малые грехи от пятничного дня до другого пятничного дня и от месяца Рамазан до следующего месяца Рамазан, если предостерегаться  от больших грехов». (Муслим).

Пророк  (мир ему и благословение Аллаха)  также сказал: «Кто бы ни был, кто оставит подряд три пятничных намаза без дозволенной причины, Всевышний поставит печать на его сердце»  (Ибну Маджа). Смысл хадиса: «Не войдёт в его сердце истинная вера».

قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «مَنْ تَرَكَ الْجُمُعَةَ ثَلاثَ مَرَّاتٍ تَهَاوُنًا بِهَا طَبَعَ اللَّهُ عَلَى قَلْبِهِ».

Все алимы сошлись во мнении, что опровержение обязательности этого намаза является неверием.

Кроме условий, свойственных пятикратному намазу, у пятничной молитвы есть ещё две группы дополнительных условий:

1. Условия, при которых пятничный намаз является обязательным (фард);

 2. Условия, обеспечивающие действительность пятничного намаза.

 Условия, при которых пятничный намаз является обязательным (фард)

1.            Быть мужчиной (не женщиной и не гермафродитом).

2.            Быть свободным человеком.

3.            Быть мукымом (не путником).

4.            Быть здоровым (не больным в той степени, чтобы нельзя было

пойти на коллективный намаз).

5.            Быть зрячим (не слепым).

6.            Иметь здоровые ноги (не быть парализованным).

7.            Отсутствие других серьёзных причин, не позволяющих участвовать в пятничном намазе.

Условия, обеспечивающие действительность пятничного намаза

1.            Проведение пятничного намаза в городах и крупных населённых пунктах (в том числе в селениях, где это разрешено). Сообщается, что 'Али, (да будет доволен им Аллах) сказал: «Не следует проводить ни пятничные, ни праздничные молитвы нигде кроме больших городов (миср джами') и крупных населенных пунктов» (Ибн Абу Шайба).

2.            Присутствие главного имама или его заместителей в мечети.

3.            Совершение намаза во время обычного полуденного намаза.

4.            Пятничная молитва проводится в такое же время, как и полуденная. Это значит, что ни совершать, ни возмещать такую молитву до или после периода времени, установленного для совершения полуденной молитвы, нельзя. Передают со слов Анаса бин Малика (да будет доволен им Аллах), что обычно Пророк (мир ему и благословение Аллаха) приступал к пятничной молитве, как только солнце начинало склоняться (Аль-Бухари).

 َ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ «كَانَ يُصَلِّي الْجُمُعَةَ حِينَ تَمِيلُ الشَّمْسُ»

5.            Выступление с хутбой перед джамаатом.

Указанием на это служит хадис 'Абдуллаха бин 'Умара, (да будет доволен им Аллах) который сказал: «Пророк  (мир ему и благословение Аллаха)всегда читал две хутбы и присаживался между ними» (Аль-Бухари).

6.            Присутствие не менее трёх человек, помимо имама.

7.            Общедоступность места совершения пятничного намаза.

Желательные действия пятничного дня

Желательно искупаться. Передают, что Пророк  (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда кто-либо из вас (решит) прийти на пятничную молитву, пусть совершит полное омовение» (Аль-Бухари). Одеть самую нарядную одежду, использовать самый приятный запах. Салман аль Фариси рассказывает от Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха):  «Верующему мусульманину, совершившему купание, гигиену пятничного дня, использовавшему самый приятный запах, который он имеет, и вышедшему из дома, не будет делать различие между двумя мусульманами, совершившему затем свой обязательный намаз, сядет смиренно во время проповеди имама, Аллах   очистит его от грехов в промежутке между этой пятницей и до наступления другой». (Бухари, Муслим).

قَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «لَا يَغْتَسِلُ رَجُلٌ يَوْمَ الْجُمُعَةِ، وَيَتَطَهَّرُ مَا اسْتَطَاعَ مِنْ طُهْرٍ، وَيَدَّهِنُ مِنْ دُهْنِهِ، أَوْ يَمَسُّ مِنْ طِيبِ بَيْتِهِ، ثُمَّ يَخْرُجُ، فَلا يُفَرِّقُ بَيْنَ اثْنَيْنِ، ثُمَّ يُصَلِّي مَا كُتِبَ لَهُ، ثُمَّ يُنْصِتُ إِذَا تَكَلَّمَ الإِمَامُ، إِلا غُفِرَ لَهُ مَا بَيْنَهُ، وَبَيْنَ الْجُمُعَةِ الأُخْرَى».

Передал Анас ибн Малик, что Пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)   сказал:  «Того,  кто  рано  утром  в  пятницу  до  утреннего  намаза 3 раза скажет: Молю о прощении Аллаха. Нет божества, кроме Него, Вечно  Живого,  Вечно  Сущего.  Обращаюсь  к  Нему  с  мольбой"  Аллах    простит,  даже  если  он  будет  иметь  столько грехов, сколько пены в море» (Ибн Сунни).

Передают  от  Абу  Умамы  что  Пророк (мир ему и благословение Аллаха)  сказал: «Почаще  призывайте  благословение  на  меня  в каждый день пятницы, ибо, поистине, благословения  моей  общины  будут предоставляться мне  в каждую пятницу, и тот из них, кто будет призывать больше благословений  на  меня,  будет  ближе  всех  ко  мне степенью (в Раю)». (Байхакы)

Желательно сесть поближе к имаму, желательно сесть смиренно, оставив  все разговоры, когда имам поднимается на минбар, из-за  слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Если ты в пятничный день скажешь: «Молчи» (имеется в виду рядом говорящему), и имам будет читать проповедь, то, поистине, ты совершил пустословие». (Бухари,Муслим).

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ، أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، قَالَ: " إِذَا قُلْتَ لِصَاحِبِكَ: أَنْصِتْ وَالإِمَامُ يَخْطُبُ يَوْمَ الْجُمُعَةِ فَقَدْ لَغَوْتَ "

Тому, кто пропустит пятничную молитву, в качестве возмещения следует совершить полуденную молитву. Запрещается совершать полуденную молитву раньше  пятничной без уважительной причины. Если же человек в силу каких-либо причин не может принять участие в пятничной молитве, желательно, чтобы он совершил полуденную молитву после того, как имам закончит проведение пятничной.

Тому, кто обязан принимать участие в пятничной молитве, порицается покидать город после полудня, не выполнив эту обязанность.

Библиография

 «Фикх Муяссар» Шакик Рахман Надави, стр.165; «Мухтасар ильмхал» Хасан Анкан, стр.88;

«Сахих ибн Хаббан» 5том, стр. 7.

Материал приготовил преподаватель

медресе имени имама Абу Ханифа

Мухаммад - Фарук Азимов