Порой и за грех заслуживают Рай

Прочитав заголовок, дорогие читатели, прошу Вас не спешить с выводами. Предлагаю дочитать статью, затем высказать своё мнение  и  поразмыслить над нашими поступками. Сначала мы приведём цитаты суфийских учёных, а затем, иншааллах, извлечём для себя из них урок. Бывают деяния Ислама, деяния имана  и  деяния ихсана, суфийские учёные всегда освещали деяния ихсана.

В действительности  грех  иногда лучше для раба Аллаха, чем поклонение.  Порой  человек входит в  Рай  посредством своих  грехов. Однако мы не знаем, что из них ( грех  или поклонение) для нас лучше.

Ибн Атаиллях аль-Искандари говорил: «Грех  с униженностью  и  потребностью в Аллахе лучше, чем поклонение вместе со славой и гордыней» («Таж аль-Арус», стр. 2).

В другой своей книге, «Аль-Хикам», он писал: «Иногда для тебя открываются врата поклонения, но не открываются врата принятия. Иногда ты совершаешь  грех,  и  это служит причиной твоего приближения к Аллаху».

Имам аш-Шаркави в «Шархе на Хикам» (стр. 69) сказал: «И это потому, что поклонение  порой  бывает связано с бедами в искренности. Например, самодовольство этим благим поступком, опора на него, унижение того, кто не совершил такой поступок, – это всё препятствует принятию Аллахом благого поступка. А  грех   порой  сопровождается поиском защиты у Аллаха , принесением извинений Ему, унижением себя  и  возвеличиванием того, кто не совершил такой  грех , и тогда грех становится причиной прощения Его и получения Его милости».

В книге «Шархуль Хикам» (стр. 29) написано следующее. Рекомендуется смотреть не на описание вещей, а на действительность. Если совершено поклонение, это не значит, что оно обязательно будет принято. Так как если в поклонении содержатся пороки искренности, это препятствует его принятию. Если совершён грех, это не значит, что совершивший его прогнан Аллахом , иногда грех бывает причиной приближения ко Всевышнему.

Абу Хурайра передаёт от Пророка Мухаммада (мир ему и благословение): «Если бы вы не грешили, то Аллах обязательно сотворил бы таких людей, которые стали бы совершать грехи, а затем просить о прощении, и Он прощал бы их!» («Сахих Муслим», № 2749).

Абу Хазим объяснял: «Если раб при совершении благого поступка радуется этому, то Аллах не сотворил ему большего вреда, чем это. А если при совершении греха печалится, то Аллах не сотворил для него лучшего добра, чем это. И это потому, что когда раб совершает благой поступок, он радуется и думает, что он достойнее, чем другие. А когда раб совершает плохие поступки, он печалится, и, может, ему Аллах даст возможность встретиться с Ним».

Затем Ибн Атаиллях пояснил, что грех, за которым следует унижение и потребность в Аллахе, лучше, чем поклонение, влекущее за собой гордыню и славу. Унижение и потребность в Аллахе – это качества раба, а слава и гордыня противоречат сифатам раба, потому что эти качества принадлежат Аллаху . Нет добра, если после поклонений исходят качества, противоречащие качествам раба, потому что они сжигают добрые дела, нарушают их, а если после грехов исходят качества, соответствующие рабу, то они смывают грехи.

 Абу Мадьян напоминал: «Униженность грешника перед Аллахом лучше, чем слава послушного раба». А Сайид Абу Аббас аль-Мурси обращался с людьми в зависимости от их духовной степени перед Аллахом. Бывало, что к нему в гости приходил поклоняющийся человек, и он на него не обращал особого внимания, а иногда, когда приходил грешник, Абу Аббас его возвеличивал. Так происходило потому, что поклоняющийся гордился своими деяниями, а грешник приходил с многочисленными грехами и с униженностью («Шарх аль-Хикам», стр. 70).

Шея грешника – в земном поклоне

 В этой же книге на этой же странице приводится случай с бану исраилом. Однажды один из набожных бану исраилов наступил на шею грешника, когда тот делал земной поклон, и сказал ему: «Подними голову, Аллах не простит тебе». Тогда пришло откровение Аллаха: «О повелевающий Мне, воистину, это ты, которому Аллах не простит».

Харис аль-Мухасаби прокомментировал этот случай так: «Он как бы вынес решение вместо Аллаха, что Он не простит ему грехи. Посчитав себя достойным и проявив гордость, обманулся этим».

Приводится и другой случай. Однажды встретились двое из бану исраилов. Один – набожный, который за долгие годы ни разу не ослушался Аллаха. Другой – грешник, никогда не поклонявшийся Аллаху. Они шли навстречу друг другу и, когда встретились, отвернулись. Набожный отвернулся, возгордившись: он подумал, что Аллах никогда не простит этого грешника. Он посчитал себя достойным из-за своего поклонения. А грешник отвернулся от набожного, стыдясь Аллаха, подумав: «Мне стыдно смотреть на праведного человека, он поклоняющийся, а я грешник». Набожный из бану исраилов был одним из тех, кто получил карамат, облака давали ему тень, когда он ходил. Но когда он, возгордившись, отвернулся от грешника, и грешник отвернулся, стыдясь Аллаха, облако, дававшее тень первому, последовало за вторым – за грешником. Потому что праведник посмотрел унижающим взглядом.

Извлечём для себя уроки:

1. Из высказываний учёных очевидно, что мусульманину не дозволяется опираться на свои благие деяния, на свою мощь и силу. В хадисе сказано: «Никто не войдёт в  Рай  только благодаря своим деяниям». Пророка (мир ему и благословение) спросили: «Даже ты?» – «И даже я, если только Аллах не покроет меня Милостью» (Муслим).

Этот хадис разъясняет нам, что никто не войдёт в  Рай  из-за постоянства в благих делах, в действительности только по Милости Аллаха. Опора на свои благие поступки – это признак несчастья, признак непринятия их Аллахом .  И  при совершении  грехов  нужно всегда надеяться на Милость Аллаха . Необходимо иметь истинного духовного наставника, который будет указывать на подобные тонкости и направлять на путь Аллаха . Ибн Машиш сказал: «Наставление на путь Аллаха – это наставление на то, чтобы забыть нафс. Когда ты забудешь свой нафс, то вспомнишь Аллаха» (Ахмад ибн Аджиба аль-Хасани, «Шарх аль-Хикам», стр. 25).

 2. Последствиями упования на свои деяния являются беды. Одной из них является гордыня. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Не войдёт в  Рай  тот, у кого в сердце хоть песчинка гордости». Нельзя возвышаться над другими, считать их ниже себя, отстающими в поклонении, грешниками. Не дозволяется унижать кого-либо – унижай  грех , но не грешника.

 3. Другая беда, которая возникает из-за опоры на свои деяния, – самодовольство. Это состояние, когда человек забывает, что его деяния совершаются по воле Аллаха и с Его помощью. Он начинает думать: я совершил намаз, выплатил закят – значит, должен быть вознаграждён. Мы знаем, что сказал иблис: «Я лучше него, я сотворён из огня, а он – из глины». Эти слова и погубили его. При осознании того, что благие поступки мы совершаем с помощью Аллаха , благодаря Ему, нафс не сможет проявить самодовольство, требовать от Аллаха что-либо.

Нужно остерегаться отсутствия чувства благодарности. Наши праведные предки, когда делали благое, говорили: «Я должен поблагодарить Аллаха , Который дал возможность сделать этот благой поступок. Затем я должен поблагодарить Аллаха за то, что Он дал возможность воздать хвалу за этот благой поступок». Когда Аллах видит в наших сердцах осознание этого, тогда оцениваются и наши деяния. Один из учёных сказал, что все деяния – это нули. Намаз – нуль, хадж – нуль, закят – нуль, милостыня – нуль, зикр – нуль, чтение Корана – нуль, а их номера – это искренность. У вас три нуля, прибавим цифру один – сколько получится? Тысяча. С увеличением благих деяний увеличиваются и нули, а если убрать цифру, то нет цены этим нулям. Наши благие деяния – это нули, а цифры – это искренность по отношению к Аллаху. То есть как нет пользы от нулей без цифр, так нет пользы и от деяний без искренности.

Заключение

При совершении грехов следует немедля искренне раскаяться, а при совершении благих поступков не полагаться на них, лучше всего просто забыть, что вы сделали что-то хорошее, потому что мы это совершили с помощью Аллаха и не знаем, принял Аллах или нет. Грех без покаяния, а поклонение с гордыней и самодовольством ведут к гибели.