Зачем я делаю намаз

Крайне неприятная проблема практикующих мусульман в отношении намаза – неосознанное его выполнение, неспособность вникнуть в молитву, её движения и слова. Плохое качество намаза отражается на последующих делах (беспечные), состоянии души (мёртвое), отношении к Всевышнему и Его религии (равнодушное, с отсутствием богобоязненности). Одно и то же действие, выполненное с разной степенью осознанности, старательности, даёт совершенно разные результаты. Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, рассказал, что он слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Если человек читает намаз вовремя с надлежащим образом совершённым омовением, и читает его со смирением и покорностью, стоит в намазе, как следует, и делает руку’ и сажда, как следует, то такой намаз поднимается в ярком и сияющем виде и делает дуа за человека: “Пусть Аллах убережёт тебя, как ты уберёг меня”. А если человек делает намаз плохо, читает его не вовремя, не совершает тщательно омовения, и не делает, как следует, руку’ и сажда, тогда его намаз поднимается в уродливом и чёрном виде и проклинает человека, говоря: “Пусть Аллах погубит тебя, как ты погубил меня”. Затем, этот намаз сворачивают, как грязную тряпку и бросают обратно в лицо человека».

Первый шаг

Вопрос «зачем я делаю намаз» - это не повод сомневаться в обязательности его выполнения, это шанс понять свои истинные мотивы. А затем и принять меры для совершенствования данного вида практики. Лучше спросить себя об этом и своевременно покаяться, чем избегая этого вопроса, обнаружить свои дела пылью в тот момент, когда они больше всего будут нужны.

Ответов, различных по содержанию, может быть столько, сколько и людей, совершающих намаз. Но, возможно, следующее перечисление нескольких благ намаза поможет верующим совершать его более старательно…

Представьте…

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как (однажды) Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Скажите, если бы у дверей (дома, принадлежащего) кому-нибудь из вас, протекала река, и он купался в ней по пять раз в день, осталась ли бы после этого на нём какая-нибудь грязь?» Они ответили: «От грязи не осталось бы и следа». Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «А это подобно пяти (ежедневным) молитвам, посредством которых Аллах стирает прегрешения». (имамы аль-Бухари; Муслим)

• Намаз способствует душевному здоровью:

Представьте себе, что каждый день у вас по пять сеансов у самого лучшего психотерапевта или опытного профессионального психолога, которому вы доверяете и который неравнодушен к вашей судьбе. Как вы думаете, много ли у вас осталось бы проблем после такой тщательной отработки?

Так разве Всевышний – не прекрасный Покровитель, не лучший Доверенный, не заботливый Создатель, разве Он является невнимательным, нечутким или немилосердным к нам? Есть ли ещё кто-либо, кто услышит нашу боль, кто поймет нас и примет, кроме Аллаха, Господа миров? К кому ещё мы можем обратиться в любой момент, в любой ситуации, словами или молча?

Намаз усиливает богобоязненность. Об этом сказано в Коране: «Читай (о пророк!) Книгу Аллаха и не обращай внимания на неверных, и выстаивай молитву в совершенстве, ибо искренняя молитва удерживает того, кто вершит её, от великих грехов и оберегает от всех прегрешений, которые законы Аллаха (шариат) запрещают…»(аль-Анкабут, 29:45)

Представьте, что вы, будучи работником учреждения, пять раз в день отчитываетесь перед начальством за проделанную в эти промежутки работу, при этом его невозможно обмануть или обхитрить. Как вы думаете, насколько ответственно и добросовестно вы бы относились к своей работе? Насколько продуктивной была бы ваша деятельность?

Разве наша жизнь – это не работа ради вечности? Разве Создатель не ведает о наших делах? И разве нам не хочется становиться на молитву в хорошем расположении духа, надеясь на довольство Всевышнего? Осознанное выполнение намаза становится преградой между верующим и делами, не вызывающими довольство Аллаха. Ведь тот, кому не безразлична его грядущая «встреча» с Всевышним, будет готовиться к ней наилучшим образом.

Намаз приближает к Аллаху. В хадисе Кудси Аллах говорит: «Мой раб не может приблизиться ко Мне с чем-либо более дорогим для Меня, чем религиозные предписания, и Мой раб будет приближаться ко Мне благодаря деяниям, выходящим за пределы предписанного, пока Я не возлюблю его. Когда Я возлюблю его, Я буду слухом его, которым он слышит, зрением его, которым он видит, рукой его, которой он поражает, ногой его, которой он ходит. Если он попросит Меня , Я, конечно, дам ему это; если он попросит Меня об убежище, Я, конечно, предоставлю ему его

Каждый новый опыт общения, происходящий во время молитвы, усиливает любовь к Аллаху, раскрывает новые горизонты истины, расширяет душу до размеров вселенной. Это общение, которое не утомляет – наоборот, каждый раз чувствуешь большую нужду, чем прежде. И это единственная нужда, которая делает человека счастливым…

От беспечности к молитве до её выполнения с вдохновением и любовью, которую испытывал к ней Любимец Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, - долгий путь духовной практики. И, возможно, для кого-то первым шагом этого шествия станет вопрос: «Зачем я делаю намаз?»