Мечеть Сиди Окба

Сиди Окба – старейшая и главная мечеть священного для мусульман тунисского города Кайруана, первый по времени появления и значению памятник средневекового мусульманского зодчества Магриба. Сдержанность, даже суровость, и выразительная простота форм в сочетании с высоким строительным мастерством делают это сооружение одним из самых впечатляющих достижений культовой архитектуры Ислама.

Монументальное тело здания вытянуто с севера на юг трапециевидным четырехугольником, удачно вписанным в рельеф местности, из-за наклона которой стенам придали разную высоту: от 10 м на низком южном уровне до 8 м на повышенном северном. Продольные стороны, почти одинаковые, превысили в длину 120 м, в то время как стена киблы вытянута на 74 м, а противоложная, замыкающая двор, – лишь на 70 м. Снаружи больше похожее на крепость, чем на мечеть, не с глухими кирпичными стенами, укрепленными массивными выступами-контрфорсами, внутри ослепляет сияющей пустотой огромного, обрамленного хороводом арок двора и манит неяркой таинственной красотой харама – молитвенного зала. Древняя мечеть, основанная на заре Ислама, глубоко почитаемая верующими и высоко ценимая исследователями и знатоками строительного искусства, несмотря на превратности судьбы, счастливо сохранилась до наших дней в том виде, который, в основном, приобрела в IX в. Первое здание мечети, однако, было ровесником города. Его история восходит к 670 г., когда арабский полководец Окба ибн Нафи «с единственной целью обеспечить безопасность своего войска, имущества и сокровищ» (Лев Африканский, арабский географ XVI в.) заложил в стороне от известных морских портов мусульманский форпост, получивший название Караванной стоянки – аль-Кайраван, или Кайруан. Погибший в 683 г. в сражении с берберами-язычниками, Окба ибн Нафи в народных преданиях обрел ореол мусульманского праведника – сайида, или сиди. Освященное традицией, имя Сиди Окбы навсегда закрепилось за Большой мечетью Кайруана, превращенного в резиденцию наместника халифов Омейядов в Ифрикии. Обретение святыни способствовало тому, что Кайруан стал оплотом Ислама в Северной Африке, а статус столицы северо-африканской провинции Халифата сделал его центром мусульманского богословия, учености и культуры. Рост города потребовал расширения поначалу небольшого и единственного молитвенного здания. По свидетельству арабского историка Абу Убайдаллаха аль-Бакри (XI в.), омейядский халиф Хишам в 724 г., «взойдя на трон Халифата, получил от наместника Кайруана депешу, в которой тот указывал, что Мечеть недостаточно велика и что непосредственно к северу находится большой сад... Халиф приказал купить эту землю и включить ее в территорию мечети». Здание заметно увеличили и построили минарет, который, хотя и достраивался в IX в., остается древнейшим сохранившимся в исламском мире сооружением этого рода. В 800 г. багдадский халиф Харун ар-Рашид пожаловал провинцию Ифрикию в качестве эмирата с правом наследования Ибрахиму ибн аль-Аглабу, сыну одного из своих военачальников.

В правление эмиров Аглабидов, длившееся до 909 г., мечеть Сиди Окба пережила несколько этапов строительства и обрела тот масштаб и черты, которые отличают ее архитектуру до сих пор. Самому решительному изменению размеров и конструкции кайруанская святыня обязана инициативе эмира Зийадат Аллаха I (правил в 817-838 гг.). Согласно аль-Бакри, он «всю мечеть разрушил и даже приказал разрушить михраб», созданный еще Окбой ибн Нафи. Вновь возведенная в 836 г. мечеть простиралась в длину на 220 локтей, а в ширину – на 150 локтей, то есть фактически достигла современных размеров. При Аглабидах Сиди Окба получила подобный каменной роще молитвенный зал, в котором аль-Бакри насчитал 414 колонн, и тогда же был создан великолепный михраб «из белого мрамора ажурной работы, покрытый резьбой». Михраб Кайруанской мечети, получивший свое уникальное убранство в 862 г. и сохраненный заботами реставраторов, приобрел славу одного из самых замечательных памятников исламского искусства. Его большая сводчатая ниша на высоту 2,72 м обшита двадцатью восемью панелями белого мрамора, размещенными в четырех регистрах и украшенными рельефной и сквозной ажурной резьбой. Надпись, высеченная под верхним регистром, цитирует суру Корана «Аль-Ихляс». В центральные панели вписаны рельефные изображения декоративной арки-ниши в форме раковины-пальметты на приземистых витых колонках. Остальные панели заполнены не повторяющими один другой узорами. Свод ниши обшит деревянными планками, расписанными по темному фону золотым орнаментом из повторяющихся мотивов вьющейся виноградной лозы. Свод и мраморную облицовку разделяет широкая лента бордюра, украшенного цепочкой ромбов из поставленных на угол расписных квадратных изразцов; эта композиция напоминает описание первого в истории Ислама михраба-ниши, установленного в 709 г. в Мечети Пророка в Медине. Такие же квадратные изразцы-ромбы с отливающей золотом росписью люстром украшают широкий кокошник, обрамляющий арку михрабного свода, опирающуюся на две великолепные колонны из красного мрамора. Полагают, что это самый ранний известный нам пример архитектурной керамики с росписью люстром – дорогим керамическим красителем с радужным металлическим блеском, одним из замечательных изобретений ремесленников Ирана или Ирака в IX в.. Кайруанские изразцы, украшающие михраб и верхнюю часть стены вокруг него, предположительно, происходят из Месопотамии. Как передают летописцы, аглабидскому эмиру Абу Ибрахиму Ахмаду (856-863 гг.) привезли «драгоценные изразцы для приемного зала, который он хотел построить... И он имел михраб в форме панелей из мрамора, принесенный из Ирака; он воздвиг этот михраб в Большой мечети Кайруана, и поместили эти керамические плитки на лицевой стороне михраба». Оформители Кайруанской мечети, возможно, первыми отказались от привычного использования в декоре культового здания смальтовой мозаики – наследия византийского искусства – и заменили ее изобретением собственных декоративных приемов, черпая вдохновение в достижениях мастеров Халифата. Красочный эффект радужных переливов и бликов люстра не уступал мерцанию мозаики, привлекая своей новизной и необычностью.

Другая «диковинка», прославившая мечеть Сиди Окба, – деревянный минбар, тоже изготовленный в 862 г. и тоже с использованием первоклассной продукции иракских ремесленников. Летописцы сообщают, что эмиру Ахмаду из Багдада были доставлены декоративные детали редкого в зонах пустынь тикового дерева. Детали предназначались для украшения музыкальных инструментов, но эмир отдал драгоценный дар на изготовление минбара Большой мечети своей столицы. Это самый ранний из дошедших до нашего времени деревянных минбаров. Стенки его лесенки набраны из панелей, заполненных виртуозно выточенными, вырезанными и гравированными растительными и геометрическими узорами, которые демонстрируют воплощенную в разнообразных видах растительного и геометрического орнамента религиозную идею гармонии и совершенства мира, сотворенного Всевышним I. Стилистически единый ансамбль михраба и минбара в 1022 г. дополнила деревянная резная максура, занимающая ныне место справа от кафедры.

Это редкостный и, возможно, самый ранний сохранившийся образец передвижной ограды, предназначенной защитить имама от нападения во время богослужения. Ограда состоит из образующих геометрический орнамент горизонтальных и вертикальных филенок с мелким ажурным сквозным узором, непроницаемым снаружи, но позволяющим смотреть сквозь него изнутри. Это уникальный старейший пример деревянной решетки – машрабийи. В традиционных арабских домах решетками такого рода с давних времен закрывают окна и балконы или используют их для внутренних перегородок или ширм. Украшением зала служат невысокие колонны, взятые из руин античного Карфагена и других городов римской Африки. Сделанные из мрамора, порфира и гранита, они увенчаны прекрасными беломраморными капителями, на которые положены им посты – каменные блоки, позволяющие увеличить высоту поставленных на них арок, несущих плоский балочный потолок. Во время ремонта 1935 г. обнаружили, что первоначально потолок харама был набран из древесных стволов и обшит кипарисовыми планками, покрытыми росписью. Уподобленный каменной роще огромный харам Сиди Окбы с перспективами арочных аллей днем освещен естественным светом, проникающим через открытую аркаду двора, а в темное время суток – характерными для мечетей Магриба массивными бронзовыми люстрами с ярусами колец, несущих многочисленные лампады. Михраб мечети Сиди Окба расположен напротив центрального входа в молитвенный зал, разделенный аркадами на семнадцать проходов-нефов, ведущих к стене киблы, вдоль которой оставлен более высокий и широкий проход – трансепт. Вместе с центральным нефом, равным ему по высоте и ширине, трансепт составляет в плане зала букву «Т» – прием, который с IX в. встречается и в других соборных мечетях Северной Африки и Испании. Титус Буркхардт, известный исследователь художественных культур Востока и Запада, считал, что такой план отвечает требованиям мусульманского богослужения. «Если смотреть сверху, – писал он о мечети Сиди Окба, – собрание верующих имеет форму птицы с простертыми крыльями; голова птицы – имам, который ведет молитву; первые ряды за ним, развернутые особенно широко, поскольку престижно молиться непосредственно за имамом, составляют как бы оперение крыльев, контуры которых постепенно вытягиваются в направлении хвоста, образованного последними прибывающими, группирующимися вдоль оси михраба».

Под «осью михраба» европейский ученый, несомненно, подразумевал незримую линию священной ориентации молящихся мусульман – «ось Ислама», в мечети обычно совпадающую с центральной планировочной осью здания, на которой стоит единственный или главный михраб.

В Сиди Окба «ось Ислама» подчеркнута более яркой полосой света, проникающего с залитого солнцем двора через более высокую входную арку и через ажурные решетки окон в барабанах двух куполов: один – над входом в средний неф, другой, возведенный в 862 г., с прекрасной каменной скуфьей, опирающейся на угловые нишки-тромпы в форме рельефных жемчужных раковин, – в его конце, перед михрабом. Снаружи вехами священной оси служат ребристые шапки этих каменных куполов и стоящий посреди северной стены двора минарет.

Царственно величественный трехъярусный минарет высотой 31,5 м сохраняет образ древнего крепостного сооружения и соединяет черты бастиона, сигнальной башни и маяка – предшественников минаретов в Северной Африке. Мощные, толщиной более 3 м стены сужающегося кверху здания сложены внизу из крупных блоков тесаного камня, затем из небольших каменных плит и, наконец, вверху, – из кирпича. Первый и самый высокий ярус, завершенный зубчатым парапетом, увенчан ступенчатой пирамидой из двух павильонов стройными арками на фасадах – мотивом, вероятно, воспринятым из римского прошлого, но чрезвычайно популярным в искусстве Магриба. Лестница в шесть маршей в толще башни позволяет подняться к верхнему, увенчанному ребристым куполом павильону с аркой в центре каждой из четырех стен, выводящей на замкнутую зубчатым парапетом террасу. Отсюда ясно «прочитывается» композиция здания, его симметричное построение по сакральной оси, пролегающей от минарета через замкнутый аркадами двор к михрабу, укрытому в тени харама. Пустынность огромного двора нарушают две базы античных колонн, используемые в качестве наружных срубов небольших колодцев с водой для питья и омовения, нарядный мраморный водосток, который с VIII-IX вв. служит для отстоя и фильтрации дождевой воды, и беломраморный минбар для муэдзина, в дни праздничных молитв передающего жесты и слова имама молящимся во дворе мусульманам. Сиди Окба и сегодня царит в северном углу средневековой медины Кайруана, оставаясь воплощением и хранителем духовного наследия и художественных традиций священного мусульманского города.

Журнал "Ислам"

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки