Достоинства и значимость торговли

В Священном Коране сказано (смысл): «Аллах разрешил торговлю и запретил ростовщичество – риба» (сура «аль-Бакара», аят 275). Также в Священном Коране говорится (смысл): «Разойдитесь по земле и ищите пропитание, т.е. ризк Аллаха». (сура «аль-Джумуа», аят 10).

 В благородном хадисе отмечается: «Справедливый торговец в Судный день воскреснет вместе с сиддикунами и шахидами» (Тирмизи, Хаким и др.). В другом хадисе сказано: «Справедливый торговец в Судный день будет находиться в тени Арша». (Дайлами, Исфахани). Еще хадис гласит: «Справедливому торговцу не воспрепятствуют войти через любые врата Рая». В другом хадисе сказано: «Вы занимайтесь торговлей, поистине в ней заключены девять десятых пропитания, удела» (Ибрахим, аль-Харби, Саид бин Мансур).

Искренность намерения

Намерение человека, занимающегося торговлей или другой работой, находящегося на службе, занятого улучшением благосостояния своей семьи, должно быть благим, чистым. В благородном хадисе сказано: «Поистине, деяния рассматриваются по намерениям» (аль-Бухари, Муслим). Если человек, совершая такие дозволенные деяния, как прием пищи, сон, супружеская близость и другие мирские поступки, будет иметь хорошее намерение, то они превращаются в ибадат, т.е. считаются богослужением. Намерение торговца должно заключаться в выполнении коллективной обязанности – фарз аль-кифая, которую вменил нам Всевышний. Ведь если люди забросят торговлю и никто не будет заниматься ею, то народ погибнет. Также его намерение должно заключаться в том, чтобы ему не пришлось заниматься попрошайничеством, ибо оно, кроме крайне необходимых случаев, является запретным (харам) деянием. В достоверном хадисе сказано: «Для того, кто открыл для себя одни врата попрошайничества, Всевышний откроет семьдесят ворот бедности» (Тирмизи). Занимающийся торговлей должен иметь намерение содержать себя, свою семью, детей и родителей, обеспечивать их необходимым и оказывать посильную помощь соседям, бедным и нуждающимся.

Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благоволение) со сподвижниками увидел, как некий крепкий, сильный и энергичный молодой человек в раннее время спешит по своим делам. Присутствовавшие сказали: «О, какая была бы польза, если бы свою силу и энергию этот парень использовал и тратил на пути Аллаха!». Тогда Пророк (мир ему и благоволение) заметил: «Вы не говорите так. Если он спешит в поисках средств для существования, дабы уберечь себя от попрошайничества, то он находится на пути Аллаха. Или если он вышел в путь в поисках пропитания для своих слабых родителей, то он также находится на пути Аллаха. Или же если он вышел в путь с целью добыть средства для содержания своей слабой семьи – жены и детей, то он также является находящимся на пути Аллаха. А если он вышел в поисках имущества с намерением стать богаче других или из гордости, высокомерия, то в таком случае он находится на пути шайтана».

Приобретение необходимых знаний о правилах торговли

В хадисе сказано: «Стремление к знаниям – обязанность каждого мусульманина» (Ахмад, Байхаки, ибн Маджа). В наше время торговля на рынках и в магазинах получила широкое распространение. Поэтому всякий продавец и покупатель обязаны знать арканы (составные части) и шуруты (условия) торговой деятельности. Человек, занимающийся торговлей, не изучив ее основы, впадает в грех, и он, сам того не зная, употребляет запретное (харам) и занимается ростовщичеством (риба).

Составные части торговли

 Для того, чтобы торговля считалась действительной, необходимо соблюдать все ее составные части:

1 - наличие продавца и покупателя. Оба должны быть достигшими совершеннолетия и умственно полноценными. Сделка, совершенная с несовершеннолетним или с умственно отсталым человеком, согласно Шариату, считается недействительной, и деньги, вырученные подобным образом, как и купленный товар, также являются греховными (харам). По мазхабу имама Абу Ханифы, можно заключить торговую сделку с проницательными, сообразительными, но несовершеннолетними детьми, если на то у них есть разрешение опекуна (вали). В противном случае такая сделка запретна. Поэтому по мере возможности старайтесь не вести торговлю с детьми. Если насильно заставили кого-либо совершить торговую сделку, то вырученные от этого средства не являются дозволенными (халяль).

2 - наличие товара. У этого рукна существует шесть условий (шарт):

Первым условием является, чтобы сама основа предмета торговли была чистой, дозволенной. Если основа не является чистой, например, связана с собакой, свиньей, кизяком, кровью, спиртным и т.п., то торговой сделки не получится вообще. Деньги, полученные от продажи, также являются запретными. Сегодня, к большому сожалению, даже среди мусульман распространена торговля колбасой, содержащей свиной жир, спиртными напитками, одеждой и обувью, сшитыми из свиной кожи, наркотиками, сигаретами и прочими одурманивающими веществами. Иметь с такими людьми торговые отношения, покупать у них подобные вещи и употреблять их также является запретным (харам).

В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благоволение) сказано: «Поистине, Аллах запретил алкоголь и средства, вырученные за нее, мертвое животное и деньги, полученные за него, свинью и деньги, полученные за неё» (Абу Давуд). Другой хадис гласит: «Самое достойное для плоти, увеличенной на теле человека вследствие употребления им недозволенного, это огонь ада». (Тирмизи, Байхаки). Во многих хадисах сказано, что проклятие Аллаха падёт на каждого, кто занимается перевозкой спиртного, на продавца и покупателя, изготовителя и употребляющего, а также на того, кто предлагает употребить его. В наше время многие люди продают кизяк в качестве удобрения. Это дозволяется мазхабом Абу Ханифы. Поэтому и продающая и приобретающая стороны пусть следуют его мазхабу.

Второе условие: предмет купли-продажи должен быть полезным. К примеру, можно продавать приносящих пользу насекомых, змей, птиц, кошек, зверей, пчел. Однако нельзя продавать музыкальные инструменты, изваяния и памятники животным, их портреты и картины. То есть то, что из них запрещено использовать, запретно и для купли-продажи. Но можно продавать куклы для девочек.

Третье условие: предмет торговли должен покупаться или продаваться его хозяевами или их уполномоченными представителями. Чужое имущество (к примеру, дом, недвижимость, автомобиль и т.п.) запрещено продавать или покупать без хозяина, или без его разрешения. Обнаружив хозяина, необходимо вернуть ему имущество, если оно было продано или куплено без его ведома, а если оно потерялось, то необходимо возместить ему утрату соответствующей суммой.

Четвертое условие: продаваемая вещь должна быть дозволенной для покупателя. Например, утерянную или насильно отнятую вещь нельзя продавать, необходимо вернуть ее хозяину.

Пятое условие: необходимо узнать меру предмета торговли, взвесив на весах, подсчитав, измерив сахом (мера сыпучих тел), метром или увидев своими глазами. Если товар, состояние которого не изменяется со временем, видели раньше, то нет необходимости повторно смотреть на него при покупке.

Шестое условие: при купле-продаже нужно остерегаться попадания в риба, т.е. ростовщичество. Люди, занимающиеся обменом валют, торговлей золотыми и серебряными украшениями или пищевыми продуктами, должны досконально изучить все, что касается риба, прочитав об этом в соответствующей литературе или спросив у ученых-богословов. В противном случае они, сами того не зная, будут заниматься риба, а оправданий, что они, мол, не знали об этом, Всевышний не приемлет. Риба является одним из самых тяжких грехов, и Аллах проклял всякого, кто имеет отношение к этому. Всевышний и Его Пророк (мир ему и благоволение) объявили в Коране войну тому, кто занимается риба, в хадисе даже сказано, что грех за ростовщичество более тяжкий, чем за совершение человеком прелюбодеяния со своей матерью. В риба, в частности, попадают люди, которые дают деньги другим под проценты, а также те, кто работают в банках.

Также продавцу и покупателю необходимо произнести «я продал» и «я купил» соответственно. Но нельзя указывать, оговаривать срок и ставить какие-то условия.