Главная проблема – это проблема единства и понимания

Интервью с главным имамом и председателем совета Исторической мечети Москвы Рамилем-хазратом Садековым

Об Исламе в Москве, о жизни мусульман в столице и о многом другом рассказывает главный имам и председатель совета Исторической мечети Москвы Рамиль-хазрат Садеков.

На эту должность он был назначен в марте 2013 года. До этого долгое время Рамиль-хазрат работал в качестве имама-хатыба Исторической мечети. Исламское образование получил в Марокко в университете «Аль-Карауин».

Что, по-Вашему, самое сложное в работе имама, учитывая тот факт, что мечеть находится в столице нашей Родины?

Москва – это столица Российской Федерации. Здесь не так много мечетей, и по воле Аллаха  я служу в этой мечети уже 14 лет и знаю много проблем, с которыми сталкиваются мусульмане Москвы. Альхамдулиллах, мне доверили этот пост. Мне кажется, самая главная проблема – это проблема единства и понимания. Всевышний Аллах нам говорит (смысл): «Вы не разделяйтесь!» Это основной тезис, смысл аята, чтобы мы не искали те точки, которые будут нас разъединять, не искали друг в друге те недостатки, которые у каждого есть. Наша цель – единство, нас объединяет Священный Коран, нас объединяет вера в единобожие и в последнего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Когда опираемся на эти постулаты Ислама, мы чувствуем единство. Альхамдулиллах, джамаат у нас единый. Причём, можно сказать о нашей мечети, что мусульмане со всех регионов бывшего Союза и из-за рубежа молятся здесь в едином ряду, все веруют в Единого Бога. Вопросы мы стараемся решать согласно Корану.

Просветительская деятельность – это основная деятельность имамов. Как Вы её освещаете, находясь в таком мегаполисе? Есть ли другие площадки, помимо кафедры мечети, для того чтобы донести до людей Слово Божье?

Просветительская деятельность в Исламе – это одна из главных, так называемый даават (призыв к Исламу). Согласно нормам Шариата, если до человека не дошёл призыв, то и спрашивать с него строго мы не имеем право.

Поэтому для призыва к Исламу используем не только минбар мечети, но и все другие виды проповеднической деятельности, здесь и так называемые мавлиды, у кавказских народов – мавлиды, у татар – маджлисы. То есть, мы ходим по домам, нас приглашают люди, чтобы мы читали Коран, рассказывали хадисы Пророка (мир ему и благословение). Мы выступаем в СМИ, естественно, есть обязательное обучение в школе, медресе при мечети. Но, к сожалению, для такого огромного мегаполиса этого мало. Конечно, было бы лучше, если бы мы имели свой телеканал. В Москве много людей, добывающих материальный достаток, но не испытывающих духовной удовлетворённости. В нашу мечеть обращаются не только этнические мусульмане, но и другие, которые не являются этническими, принимают Ислам, потому что в Исламе они находят успокоение.

Скажите, пожалуйста, как живёт мусульманская умма Москвы и какие проблемы их часто беспокоят?

Мусульманская умма Москвы очень разнообразна. Есть местные мусульмане, которые родились и живут здесь, есть приезжие на работу или учёбу. Я имам Исторической мечети Москвы, созданной татарским молитвенным обществом почти 200 лет назад. Согласно архивным документам, Историческая мечеть г. Москвы, расположенная на Большой Татарской, 28, основана в 1823 году и является старейшей из ныне действующих мечетей столицы.

Здесь было очень много татарских купцов, ремесленников, которые служили при дворе, поэтому история мусульман Москвы очень древняя и имеет свои исторические особенности. Есть мусульмане, которые приехали из других регионов, они также обосновались в Москве. Это произошло во время существования Советского Союза. Потом был новый наплыв мусульман в 90-е годы, и ещё – в 2000-е годы. Это было связано с тем, что во многих республиках, особенно в Средней Азии, материальный уровень жизни людей оставлял желать лучшего и они вынуждены были приехать сюда в поисках работы. И это тоже особая часть мусульман. Она отличается от предыдущих. Есть у них свои особенности. Может быть, они даже приехали временно. Они адаптируются к городу, и им, конечно, сложно, и мечеть является местом, где они находят успокоение, получают духовную пищу.

Наверняка, прихожане Вашей мечети разных национальностей. У каждого есть свои вопросы, проблемы. Как удаётся работать с межнациональной общиной?

Как я уже сказал, если опираться на классику нашей религии, на главные постулаты, а это слова Аллаха  в Коране и Сунна Пророка (мир ему и благословение), то взаимопонимание всегда можно найти. Какой бы национальности мусульманин не был, согласно хадису Пророка (мир ему и благословение), нет разницы между арабами и неарабами, кроме как в набожности и богобоязненности. Желая добра себе, желаем его и другим. Стараемся понять те проблемы, которые есть у людей, независимо от национальности.

Обращаются ли к Вам со своими проблемами представители других конфессий? Как Вы их решаете?

Иногда нас приглашают на круглые столы, дискуссии, культурные мероприятия. А обращения с просьбами больше касаются благотворительного фонда мечети. Люди других конфессий больше обращаются для оказания им материальной помощи.

В самое холодное время года мусульмане Москвы вынуждены молиться на улице из-за того, что существующая мечеть не может вмещать всех желающих во время пятничной и праздничной молитвы. Есть ли решение этой проблемы?

Решение этой проблемы, иншааллах, будет. Мы доносим до руководства города всё, что происходит с мусульманской уммой, и основная проблема – это нехватка места в мечети. Мусульман в Москве много, они налогоплательщики, законные граждане РФ и имеют полное право на то, чтобы иметь мечети. Мы стоим на этой позиции и будем ей следовать с тем, чтобы нам, мусульманам, предоставили ещё площадки для строительства мечети. Что касается приезжих мусульман, то они, альхамдулиллах, занимаются необходимой для города работой, повышают благосостояние города, и их религиозное требование тоже, наверное, надо учитывать. Честно говоря, мы этих мусульман сюда не приглашали, их приглашает город, устанавливает квоты, разрешает въезд. Даже местные мусульмане не могут прийти на молитву, не говоря уже о приезжих. Эту проблему будем решать, её надо решать, и, по воле Аллаха, надеемся, что руководство города позитивно ответит на наше требование.

Расскажите, пожалуйста, о распорядке дня имама? Бывают ли у Вас выходные дни?

Выходных у нас не так много, и мы свою работу расцениваем как служение, а не просто как работу. Имамам всегда могут позвонить, позвать не только по делам мечети. Я являюсь ещё и имамом местной татарской мечети. Здесь проживает много татар. Официально у нас один выходной. Основной режим – это приход утром, а для меня лично – это чтение хотя бы одного джуза из Корана, общение с людьми, которые приходят для консультации, выполняем какие-то обряды похорон или бракосочетания (никяха), консультации по семейным проблемам, имянаречение и т.д. СМИ тоже нас посещают. Ещё я курирую сайт мечети. И помимо этого: обязательные проповеди, обучение, джума-намаз.

Что бы Вы хотели сказать в качестве наставления московским мусульманам, да и всем мусульманам России посредством этого интервью?

Я бы посоветовал мусульманам чаще приходить в мечеть, ибо сказал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), что у того, кто ходит в мечеть, сердце привязано к мечети, и это указывает на то, что у него есть иман. Если мусульманин хочет прийти в мечеть, особенно это касается мужчин, читать намаз джамаатом, а в пятницу он обязан прийти в мечеть, это указывает на то, что он – мусульманин. Но в то же время, не только намазом отличается мусульманин, но и добропорядочным поведением. Если бы мусульмане вели себя достойно и соблюдали этику Ислама, то количество уверовавших во Всевышнего Аллаха увеличилось бы. Я посоветовал бы мусульманам изучать свою религию.

Вопросы подготовлены редакцией сайта Islam.Ru